АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Хрюши и Каркуши цифрового здравоохранения.

Точка зрения АРМИТ и Новости

Список новостей

Предыдущая Следующая
15.07.2021

Хрюши и Каркуши цифрового здравоохранения.

foto

Всем прилипалам цифровизации
посвящается

Хрюши и Каркуши цифрового здравоохранения.

И все-таки их выперли!

Когда мы думаем о чем-то хорошем, часто вспоминаются милые образы из детства. Вот и мне, вспоминая наше ИТ-руководство, все время приходят на память может быть не очень интеллектуальные, но по-своему обаятельные герои детских передач и, в первую очередь, вынесенные в заголовок. Об их минздравовских братьях по разуму и пойдет речь.

Январь – сложно-радостное время для цифрового здравоохранения России. В конце января 2020 годы убрали из Минздрава Заместителя министра по цифровизации Елену Бойко (Е.Б.), просидевшую в этом кресле год, а до того еще более 4-х лет пробывшей Директором Департамента цифрового развития и ИТ.

А в январе 2021 года тихо и незаметно мы расстались и с Татьяной Васильевной Зарубиной (далее Т.З.) - заместителем директора по ИТ ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) – профильного института Минздрава по информатизации

Я совершенно сознательно обращаюсь к этой теме только сейчас – спустя почти полгода после последнего события. Было интересно посмотреть, как отреагирует на эту новость профессиональное сообщество? Все-таки Т.З. восемь (!)  лет просидела в позе главного цифровизатора здравоохранения России. Неужели никто из профессионалов не скажет доброго слова о результатах её многолетней деятельности на этом посту? Но ни одной публикации с ее упоминанием я не нашел. Точно такая же история и с Е.Б. За прошедшие полтора года ни один из почитателей ее таланта не счел нужным сделать, хотя бы, жест приличия в их адрес, вспомнить что-то положительное. И две недоделанные умницы/красавицы мгновенно исчезли с медийного поля.

Вернемся немного назад 

За последние три года мы не один раз обращались и к профессиональному сообществу и к горячо любимому Минздраву России с тонкими намеками на то, что и Бойко и Зарубину пора вышвырнуть с работы за полную профессиональную безнадежность, иногда доходящие до откровенного идиотизма: Бойко и Зарубину В ОТСТАВКУ! Немедленно!!! (20.08.2018), Бойко и Зарубину В ОТСТАВКУ! Продолжение следует (24.08.2018), Открытое письмо Министру здравоохранения (29.08.2018),   Получим ли мы ответ на открытое письмо Министру здравоохранения В.И.Скворцовой? (04.09.2018), Е.Л.Бойко и Т.В.Зарубиной посвящается. Из Счетной палаты. О дорожной карте из 2019 (06.06.2019), Назначение Е.Л.Бойко заместителем Министра – прямое и откровенное противодействия курсу Президента России на создание цифрового здравоохранения. Что делать? (16.09.2019 (27.01.2020).

Однако, в Минздраве, видимо, решили дать возможность Е.Б. и Т.З. на собственном примере подтвердить справедливость известного высказывания Альберта Эйнштейна: «Есть две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Впрочем, насчет Вселенной я не уверен».

Первой успешно справилась с поставленной задачей Е.Б. Её выступление на Ассамблее «Здоровая Москва» (18.01.2020) настолько поразило аудиторию, что люди со всей страны спрашивали: «Она вообще-то в своем уме?». По прошествии нескольких дней после своего «бенефиса» и шума в интернете, вызванного в т.ч. и  нашими рассылками Елена Бойко: Это не закончится никогда! и  Зам. министра Елена Бойко - позорище нашей страны, Е.Б. была уже вне Минздрава. Поражает количество просмотров в интернете: более 370 тыс. просмотров и 1700 комментариев. А ведь Е.Б. - не порнозвезда, не эстрадная или спортивная знаменитость, не двухголовый ребенок, а «всего лишь» - госчиновник не самого высоко ранга.  Вот лишь некоторые характерные высказывания в интернете:

Полностью эта эпопея описана в сюжете За что премьер Мишустин уволил самую высокооплачиваемую чиновницу Минздрава?

 «А где же Тата?»

Думаю, что и Татьяна Васильевна решила, что пора паковать вещички. Но тут случился COVID 19 и, как мне кажется, стало просто не до нее. Мадам Зарубина, что называется, «забилась под корягу» и уже из-под нее не вылезала - лишь бы не попадаться на глаза. Строго говоря, из информационного пространства Татьяна Васильевна начала пропадать годом раньше, видимо догадываясь, что будет и «на ее улице праздник». Но, как говорится, награда нашла героя, и в январе 2021 г.  Т.З. без особого шума вынесли из ЦНИИОИЗ.

Задушен мамой родной

В 2015 г. Т.З. придушила Экспертный совет Минздрава по ИТ, председателем которого она же и была. Возможно, лично ей он и не очень мешал жить (она там в основном помалкивала). Но «хозяйке» (Е.Б.) он был явно не нужен, т.к. с одной стороны подчеркивал ее профессиональную несостоятельность, а с другой - пытался генерить разумные идеи, которые надо было бы воплощать в жизнь. А вот этого двум «специалисткам» совершенно не требовалось. Им и так было неплохо в своем болоте. Поэтому когда Е.Б. решила, что экспертный совет пора прикрыть, то Т.З., исходя из соображений откровенного лакей …., извините, правильного понимания момента, деликатно возражать не стала, и просто, перестала его собирать. Т.З. прекрасно понимала, что, если она будет высказывать точку зрения, хоть на миллиметр отличную от позиции Е.Б., то ее мгновенно выкинут из ЦНИИОИЗ. И тогда прощай уже ставшая привычной теплая замдиректорская кормушка, возможность бесконечно выдавать на публику не результаты реальной работы, а бодренькие лозунги «Мы в начале пути», «Мы на правильном пути», «Точка невозврата пройдена». Пришлось бы  отказаться от почтительных пассажей: «как сказала в своем крайне интересном докладе глубокоуважаемая Татьяна Васильевна ….» и т.д.

А потому экспертный совет был похоронен (без почестей и комментариев): с октября 2015 года совет не собирался ни разу, хотя официально его никто не закрывал. Видимо, уважаемые Т.З и Е.Б. полагали, что их личный высочайший IQ (коэффициент интеллекта) является достаточной гарантией высоко качества принимаемых ими решений. Однако, жизнь эту смелую гипотезу не подтвердила.

Гробовщик Профильной комиссии.

Не более радостная судьба постигла и  Профильную комиссию Минздрава по внедрению современных информационных систем в здравоохранении, возглавляемую Главным внештатным специалистом (ГВС) Минздрава России по внедрению современных информационных систем в здравоохранение - уважаемой Т.В.Зарубиной. У комиссии нет не то, что сайта, нет, даже, странички в интернете, где бы систематически отражалась их деятельность (планы, результаты, основные документы и т.д.). Маленькая ремарка. Согласно положению, Профильная комиссия включает ведущих специалистов по соответствующему направлению всех субъектов РФ и ее заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже 2-х раз в год и. С 29.06.2016 прошло пять лет, но ни одного заседания не состоялось. По крайней мере, никаких упоминаний об этот в интернете я обнаружить не смог. Никто из ее приближенных бардов и менестрелей на эту тему тоже ничего не сообщал.

Кстати, Комиссия состояла в своем большинстве из руководителей региональных МИАЦ. Поэтому ее фактическая ликвидация является в значительной степени одновременной ликвидацией вразумительной политики региональной информатизации (мы писали об этом в Не все прекрасно в королевстве МИАЦ). Уже одного этого достаточной, чтобы немедленно снять Татьяну Васильевну с должности ГВС.

Принципиальность всегда в цене

На последнем заседании Профильной комиссии (Москва, ЦНИИОИЗ, 29.06.2016) Т.З. выдала:  «как бы мы не оценивали собственную работу и текущие наши результаты, одно неоспоримо – открытость Минздрава перед профсообществом (видимо, имеется в виду именно наше сообщество – прим. Эльянова), возможность обсудить любой вопрос и любую идею достигли своего пика. Никогда ранее в современной истории нашей отрасли такого еще не было – и это нужно признать. Это дорогого стоит» (https://avgusev.livejournal.com/51046.html). После этих смелых и, естественно, совершенно бескорыстных слов Т.З. можно смело поставить в один рад с Жанной д’Арк, Джордано Бруно и другими несгибаемыми борцами. А с тем, что «это дорогого стоит», можно согласиться – государству и всем нам это пустозвонство обходится недешево.

Видимо, именно за эту несгибаемость, принципиальность и отвагу Т.З. и удостоилась звания Заслуженный деятель науки РФ. Конечно, интересно о какой науке идет речь. Вероятно, о какой-нибудь важной, древней науке. Может быть, даже, о древнейшей.

Главный профи страны. Что позволено Юпитеру, не позволено быку

Представьте себе следующий сюжет. Некий студент защищает диплом, например, на тему создания крупной (глобальной) государственной информационной системы (что-нибудь типа ЕГИСЗ). И излагает оптимальную (на его студенческий взгляд)  следующую последовательность действий: сначала мы потратим деньги, а затем потихоньку начнем разрабатывать нормативную базу, методические материалы, стандарты и прочее.  Как мне кажется, юный гений быстренько бы покинул аудиторию под свист и улюлюканье профессорского-преподавательского состава: «Пшел вон, дебил! И не вздумай возвращаться!».

Но, как говорили древнеримские товарищи, «Quod licet Jovi, non licet bovi - Что позволено Юпитеру, не позволено быку». И то, за что студент получил бы безусловный пинок в зад, уважаемая Т.З., гордо носит титул Главного профессионала российского цифрового здравоохранения и звание Заслуженного деятеля науки РФ. Указанный факт неопровержимо свидетельствует о гуманизме нашего общества, где каждое … найдет себе достойное применение. Ура, товарищи!!!

Недавно мы уже писали о провалах Минздрава на пути информатизации - 10 признаков цифровой недозрелости Минздрава России:

  1. Отсутствие табеля оснащения медицинских организаций (МО) и регионов средствами ВТ, коммуникационного оборудования, системного и прикладного программного обеспечения.
  2. Отсутствие документов, четко регламентирующих содержание и требование к Электронной медицинской карте (ЭМК).
  3. Отсутствие документов, реально регламентирующих как полный, так и поэтапный переход медицинских организаций на ЭДО.
  4. Отсутствие системы мониторинга (аудита) самой ЕГИСЗ. На сегодняшний день нет никаких открытых и правдоподобных информационных ресурсов о реальном состоянии дел в этом высокобюджетном долгострое.
  5. Отсутствие утвержденных типовых четко сформулированных и проверяемых требований к основным классам МИС (МИС медорганизаций, ЛИС, PACS и др.), а также – методик проверки соответствия.
  6. Отсутствие общедоступного постоянно актуализируемого информационного ресурса с реестрами успешных и потенциально тиражируемых решений (good practice), где можно было бы ознакомиться со сравнительными характеристиками наиболее распространенных МИС, с информацией, где они установлены,  отзывами о их работе (как позитивными, так и негативными),
  7. Отсутствие нормативных документов, регламентирующих понятие «Электронные рецепты»
  8. Отсутствие методических рекомендаций по организации ИТ-поддержки МО. Последний и единственный документ на эту тему, выпущен Минздравом, датирован 1986 годом (!!!). Проблема не только в том, что МО должны выдумывать все сами (тратя на это время и деньги), а в том, что демонстрируется откровенно пренебрежительное отношение Минздрава к цифровизации. Мы много лет направляли конкретные предложения и наработанные материалы в Минздрав, однако, ничего кроме откровенного саботажа (не люблю это слово, но в данной ситуации его трудно заменить) и непрофессиональных отговорок мы не получили.
  9. Отсутствие сколько-нибудь внятной политики региональной цифровизации. Взглянув на сайты МИАЦ, складывается впечатление, что большинство регионов участвуют в создании не ЕГИСЗ, а множества удельных систем, системочек, системушечек и других мало понятных образований. Достойно венчает ситуацию тот факт, что за два последних года сменилось (точнее сменили) 40% (!) руководителей МИАЦ.
  10. Отсутствие системы реального взаимодействия Минздрава с профессиональным сообществом.

Список можно легко продолжить.

Все это в значительной степени итог «деятельности» нашей героини.  Методологическое сопровождение создания и ЕГИСЗ и цифрового контура поражает своим невежеством, доходящим до откровенного кретинизма.  Маленький пример. Приказ по электронному документообороту должен приниматься не после, а до того, как потрачены ок. 50 млрд. руб. (!!!).

Ни один из важнейших принятых и предлагаемых нормативных документов не проходил серьезного экспертного обсуждения. Что привело во многих случаях к их совершенно неудовлетворительному качеству.

Как мне кажется, Т.З. за время своего руководства опустила значение ИТ-подразделения ЦНИИОИЗ до нуля. Загляните в раздел ИТ на сайте института – это же позорище для профильного института Минздрава по ИТ. Вы увидите набор общих слов и благих пожеланий, который можно не менять годами и десятилетиями (по крайней мере на открытой части сайта).

Нет предела совершенству!

Как всякая многогранная личность, Т.З. не ограничивается своими прямыми обязанностями: в добавок ко всем прочим должностям и регалиям она назначена/выбрана в 2014 году Президентом НАМИ – Национальной Ассоциации Медицинской Информатики (Вы все, наверняка, знакомы с этим передовым авторитетнейшим отрядом экспертного сообщества, известным своими многочисленными достижениями и принципиальной позицией по ключевым вопросам развития цифрового здравоохранения).  Угадайте с 3-х раз чем закончился этот смелый эксперимент. Одного достаточно? Правильно. Примочка в виде Т.З. не помогла – НАМИ, похоже, померла окончательно. Ну, и кто теперь осмелится сказать, что есть задачи, которые Т.З. не по плечу?!

Среди безусловных достоинств Т.З. необходимо отметить ее потрясающую последовательность. ВСЕ, за что берется глубокоуважаемая Татьяна Васильевна, ей удается ПРОВАЛИТЬ. Ее достижения в этом плане, как мне кажется, нельзя превзойти – их можно только повторить!

Я уже выходил с предложением присвоить Т.З. внеочередное почетное звание ГШВГ – Главный Штатно/Внештатный Гробовщик цифрового здравоохранения.

Вероятно, кто-то скажет: «Ваша мадам Зарубина – полная …». И будет неправ:

Печаль моя светла

Почему-то кажется, что мы еще увидим Т.З. в качестве консультанта, советника или еще чего-то подобного. Конечно, скорее всего это будет сделано за государственный счет, т.е. за наш с Вами. Профинансировать создание очередной кормушки за собственные деньги, вряд ли, кому-то придет в голову. 

Вполне допускаю, что скоро нас ждет и очередной профессорский труд с названием типа «Методологические аспекты неуклонного снижения социальной ответственности в условиях цифровой трансформации» или что-то в этом роде.

Заключение

Т.З. вызывает у меня существенно меньше положительных эмоций, чем Е.Б. Елена Бойко – не очень умная выскочка, слегка оборзевшая от вседозволенности. А Зарубина – человек из нашего мира, прекрасно осознающая цену своей «деятельности» и беспринципности. Но, судя по всему, в последние годы главной целью Т.З. было сохранение своего сиятельного седалища поближе к теплой кормушке в ЦНИИОИЗ (Т.В.Зарубина дискредитирует и ЦНИИ ОиИЗ, и Минздрав (25.02.2020). Восьмилетние (!) попытки слепить из Т.3. главного специалиста провалилась.

К сожалению, необходимость оставаться в границах нормативной лексики не позволяет мне открытым текстом написать все, что я думаю по поводу выше указанных персонажей, но и того, что написано, полагаю достаточным.

Тупо потрачены огромные деньги и потеряны многие годы. За время процветания Бойко и Зарубиной у очень многих из наших коллег укрепилась уверенность, что с этим откровенным идиотизмом справиться нельзя. У людей просто опускаются руки.

Конечно, кто-то скажет: «Да оставьте вы их в покое. Бывает и похуже»Но:

И главное: после ухода Бойко и Зарубиной что-то изменилось?

Если кто-то считает, что мы сгустили краски, готов опубликовать другие точки зрения.

Михаил Эльянов
Президент АРМИТ



Оцените эту информацию