АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Ответ на открытое письмо АРМИТ Т.А. Голиковой

Точка зрения АРМИТ и Новости

Список новостей

Предыдущая Следующая
05.03.2012

Ответ на открытое письмо АРМИТ Т.А. Голиковой

Мы получили из Минздравсоцразвития (МЗиСР) долгожданный ответ (см. здесь) на наше открытое письмо Министру Т.А. Голиковой.

1. Письмо подписано заместителем министра В.С.Беловым. Независимо от того, нравится нам ответ или нет, большое спасибо уважаемому Владимиру Сергеевичу: в 2009 году на два наших официальных письма в МЗиСР вообще не отреагировали, несмотря на соответствующие требования законодательства и нормативные документы МЗиСР. Т.е. прогресс налицо.

2. УРА, УРА, УРА! Нас не только заметили, но и отметили нашу возможность влиять на ситуацию: "высказывания АРМИТ негативно сказываются на деятельности Минздравсоцразвития России в области информатизации здравоохранения" (из текста ответа).

3. Немного успокаивает то, что мы оказались не в самой плохой компании - оказывается, не мы одни не в восторге от того, как идут дела с информатизацией отрасли:
  • <<Обратить внимание Минздравсоцразвития России (Т.А.Голиковой) на необходимость неукоснительного соблюдения сроков по созданию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Отметить, что несоблюдение указанных сроков ведет к возникновению значительного риска срыва реализации проекта по созданию ЕГИСЗ в 2012 году>> (из протокола заседания Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления от 20.12.2011 г.);
  • И В.В.Путин, и Д.А.Медведев неоднократно резко критиковали темпы информатизации здравоохранения.

4. Естественно, что некоторым танцорам всегда что-то мешает. В данном случае этим <<что-то>> является, видимо, АРМИТ. Т.е. именно Ассоциация - та зловредная субстанция, которая вот уже многие годы последовательно препятствует настойчивым попыткам МЗиСР ликвидировать многолетнее отставание России от развитых стран в этой сфере. Т.е. они - радеют и потеют от перенапряжения, а мы - палки в колеса вставляем. Интересно, однако! Особенно, учитывая, что членами АРМИТ является подавляющее большинство разработчиков реально работающих медицинских информационных систем. И наши ЛПУ постоянно ощущают неустанную заботу МЗиСР. Последний (и фактически единственный) документ, регламентирующий работу IT-службы ЛПУ, выпущен Минздравом, можно сказать "вчера" - в 1987 году (приказ No920 от 30.07.1987). Есть и еще более "свежий" документ (Приказ Минздрава No336 от 14.11.1997), регламентирующий создание информационно-вычислительных отделов, но это относится исключительно к самым крупным диагностическим центрам. В этих условиях ЛПУ вынуждены на свой страх и риск решать вопросы выбора и сопровождения компьютерных систем, что, практически блокирует информатизацию абсолютного большинства ЛПУ.

5. Думаю, что подавляющему большинству населения России достаточно зайти в свою поликлинику, чтобы увидеть реальные <<достижения>> МЗиСР в сфере информатизации. То, действительно положительное, что сделано, сделано очень часто благодаря исключительно инициативе передовых главных врачей на свой страх и риск, а отнюдь не благодаря работе МЗиСР.
Например, упомянутые в ответе зам. министра Методические рекомендации по созданию региональных сегментов единой государственной информационной системы в здравоохранении подверглись разгромной критике профессионалов. Разброс мнений: от "Требуется существенная переработка" до "Безнадежно". В опросах, проведенных нами на эту тему, приняли участие 5 докторов и 7 кандидатов наук (причем, реально работающих в этой сфере). Кстати, а сколько специалистов с учеными степенями в Департаменте информатизации МЗиСР? Сфера-то довольно наукоемкая.

6. К сожалению, судя по всему, уважаемый Владимир Сергеевич нашего письма вообще не читал и просто подмахнул то, что ему подготовили в Департаменте информатизации. В ответе написано: <<за 2011 в МЗиСР не поступило ни одного письма от АРМИТ, обозначающего конкретные проблемы, рекомендации и замечания по информатизации здравоохранения>>. Нас можно обвинить в чем угодно, но, уж, точно не в отказе от попыток донести нашу точку зрения до МЗиСР. Все три с половиной года существования Департамента информатизации МЗиСР мы постоянно <<бомбардировали>> его руководителей результатами наших исследований и конкретными предложениями: и по концепции, и по стандартизации, и по типовым требованиям к медицинским компьютерным системам, и по организации IT-поддержки ЛПУ, и по созданию Экспертного совета и по многим другим вопросам. Если эта информация не доносилась Департаментом до руководства МЗиСР, то это проблема не АРМИТ, а организации работы в самом министерстве. (Кстати, наше письмо в МЗиСР тащилось от экспедиции до канцелярии, т.е. в пределах одного здания, целых 10 дней).
Практически все наши предложения обсуждались и на VII Тверском социально-экономическом форуме (июль 2010), где уважаемый В.С.Белов лично председательствовал на секции по здравоохранению, и на заседаниях Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ (08.06.2010, 22.12.2010, 14.04.2011), где он также лично присутствовал. Кстати, в Совете при Президенте, видимо, не считали, что АРМИТ играет такую уж негативную роль. Например, на заседание Совета (22.12.2010) под председательством С.Е.Нарышкина были приглашены руководители пяти организаций - членов АРМИТ и их предложения были внимательно выслушаны. Секция "ИКТ в здравоохранении" экспертно-консультативной группы Совета также сформирована из членов АРМИТ. И требования к региональному сегменту ЕГИСЗ были разработаны при самом активном участии АРМИТ.

7. Мы, конечно, можем еще некоторое время обходить главные проблемы и под видом политкорректности (точнее - элементарной осторожности, а иногда просто трусости) говорить об отдельных недочетах, а не о провале МЗиСР в вопросах информатизации здравоохранения. Но ситуация складывается так, что существует большой риск, что под разговоры о создании ЕГИСЗ будет разрушено многое из того, что создавалось годами (и этот процесс уже идет полным ходом). И на его обломках водрузят системы для учета услуг - безусловно, необходимые, но по своей реальной стоимости, несопоставимые с декларируемыми затратами на их создание и внедрение; и главное - имеющие очень отделенное отношение к действительному повышению качества оказания медицинской помощи. Наверное, будет организована запись к врачам через интернет. Но, приходя к врачам, пациенты будут видеть не современный уровень (минимизация писанины, контроль возможных ошибок, поддержка врачебных решений и многое другое), а такое же организационное убожество, как и раньше. Проблема в том, что центр тяжести информатизации отечественного здравоохранения смещен и продолжает смещаться от клинических задач (исследования, диагностика, профилактика) к задачам учета услуг и административно-хозяйственным задачам; главное внимание уделяется чиновнику, а не пациенту. Если так пойдет и дальше, то в очень недалеком будущем будет уничтожена конкуренция в нашей инновационной сфере деятельности и, как следствие, многим придется менять профессию. Такой подход, вроде бы, не очень согласуется с политикой государства по переходу к инновационной экономике.

8. Можно долго говорить о причинах происходящего, но есть один вопрос, без решения которого, даже, обсуждать все остальное не имеет смысла: Департаментом информатизации МЗиСР должен руководить профессионал в сфере медицинских IT. Безусловно, и О.В.Симаков и В.В.Дубинин - милейшие люди (Ну и что, что Вадим Викторович не имеет привычки отвечать на письма? Он же не в Пажеском корпусе преподавал). Возможно, что в своей сфере они великие корифеи: и алюминиевые чушки могут пересчитать, и избирателей не проворонить; и в информатизации автопрома все в <<шоколаде>>. Но в нашей сфере они (как бы это помягче сказать) - пока не очень. Конечно, у них был шанс, опираясь на многолетний опыт профессионалов, подняться до уровня сложности задач информатизации медицины (а этот уровень, если мы, конечно, говорим не только о бухгалтерии, очень высокий). Однако вместо этого уважаемые директора, руководствуясь известным принципом "я - начальник, ты - дурак", постарались опустить уровень реальных проблем до уровня своего понимания, т.е. до начального. За 3.5 года существования Департамента не решена ни одна из принципиальных задач, хотя в 2009-2010 г.г. МЗиСР провел конкурсы (в основном НИР-овские) по тематике "ИКТ для здравоохранения" на общую сумму более 650 млн. руб. Но 91% средств направлены на нужды чиновников.

9. В цивилизованном мире информатизация здравоохранения - мощнейшее средство сокращения числа врачебных ошибок, создания систем ранней диагностики серьезных заболеваний, мониторинга лиц из групп риска и т.д. Это позволяет не только сэкономить средства, но спасти здоровье и жизнь сотен тысяч и миллионов людей. Поэтому неэффективное использование миллиардов на информатизацию здравоохранения (впервые выделенных в нашей истории) это - не мелкие огрехи чиновников. Это - преступление по отношению к своей стране.

10. Мне кажется, что в сложившейся ситуации Министерству полезнее не давать <<подданным>> соизволение на подачу прошений (предложений), а начать реально взаимодействовать с профессиональным сообществом, организовав, для начала встречу всех заинтересованных сторон. В этом случае есть шанс совместными усилиями достигнуть поставленных целей, не наломав при этом дров.
Президент АРМИТ
Михаил Эльянов


Оцените эту информацию