АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Открытое письмо Министру здравоохранения Российской Федерации М.А.Мурашко

Точка зрения АРМИТ и Новости

Список новостей

Предыдущая Следующая
14.06.2022

Открытое письмо Министру здравоохранения Российской Федерации М.А.Мурашко

mz

Открытое письмо Министру здравоохранения
Российской Федерации М.А.Мурашко

Минздрав России – главный тормоз цифрового
здравоохранения Российской Федерации

Глубокоуважаемый Михаил Альбертович!

Одним из первых Ваших действий на посту Министра здравоохранения Российской Федерации было снятие с работы бездарно провалившейся Елены Бойко - заместителя Министра, отвечающей за цифровизацию здравоохранения.

Назначение на ее место г-на Пугачева поначалу вселило в нас надежды на радикальное изменение ситуации в нашей сфере - переход от показухи и безответственной болтовни к продуманной и обоснованной программе действий, формируемой с участием профессионального сообщества. Но наш оптимизм продлился недолго. Прошло два года, но все осталось по-прежнему; если, даже, не ухудшилось. Очень жаль, что г-н Пугачев, который на многих сначала произвел впечатление серьезного и неглупого человека оказался, судя по его реальным делам, Еленой Бойко 2.0 

Но, если Е.Бойко, хотя бы, первое время пыталась изображать какую-то инициативу, то новый замминистра ограничился говорением общих слов и демонстрацией «умной» внешности. За два года с момента «воцарения» г-на Пугачева не было попыток исправить то, что нам досталось от его предшественницы.

В прошлом году исполнилось 10 лет с начала создания Единой Государственной Информационной Системы в сфере Здравоохранения (ЕГИСЗ). Но то, что мы видим сегодня, иногда откровенно ужасает. О указанных ошибках, к сожалению, нельзя говорить, как о отдельных неоптимальных решениях, неизбежных при реализации крупных проектов. Если в первые годы создания ЕГИСЗ ее недостатки можно было в какой-то степени объяснить желанием побыстрее сделать что-то хоть как-то работающее, то начиная с 2015 года мы имеем дело с результатами чудовищного непрофессионализма, безответственности, самодовольства и полнейшей бесконтрольности.

При существующих подходах ЕГИСЗ и ЕЦКЗ (единый цифровой контур здравоохранения) будут создаваться еще многие-многие годы, и результаты будут далекими от ожидаемых. Мы не первый раз пытаемся донести до руководства Минздрава, что главная причина существующего положения – не в недостатке финансирования и низком уровне разработок, а в катастрофически низком уровне управления цифровизацией, которое должно быть принципиально изменено. 

Подробный перечень наиболее крупных провалов приведен в прил.1. Всю указанную информацию я готов аргументировать.

Мы пытались прийти к взаимопониманию

А начиналось все, вроде бы, очень хорошо. Наша первая встреча с уважаемым Павлом Сергеевичем состоялась летом 2020 года по инициативе Минздрава. Как мне показалось, она получилась в высшей степени конструктивной и доброжелательной. Мы договорились о совершенно конкретной  программе сотрудничества Минздрава и АРМИТ (что было впоследствии отражено в официальном документе - см. прил.2) и о постоянных контактах.

Однако, на этом все и закончилось. Более полутора десятков писем г-ну Пугачеву, направленных по всем возможным адресам (включая официально переданные через Минздрав России) остались без ответа. Хочу отметить, что за этот период никаких недружественных действий со стороны АРМИТ не было.

1 октября 2021 года состоялся круглый стол тематической площадки Народного фронта «Здравоохранение», на котором были обозначены проблемы цифровизации здравоохранения и хода исполнения федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ». Модератор, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль: «Народный фронт уже не в первый раз возвращается к этой теме, мы детально обсуждали вопросы цифровизации здравоохранения, направляли решение в Правительство Российской Федерации и заинтересованным органам исполнительной власти, но серьезных подвижек в этом вопросе не видим». К обсуждению подключились все региональные отделения Народного фронта, всего в мероприятии, которое проходило онлайн, было зарегистрировано 250 точек подключения, в каждой из которых присутствовало от двух до пяти экспертов. Приглашенный на Круглый стол г-н Пугачев отделался общими фразами, что он, конечно, примет к сведению, вникнет, проанализирует и т.д. Но на этом все реакция Минздрава и закончилось.

В декабре 2021 мы направили г-ну Пугачеву письмо, в котором указывалось на самые более точки отечественного цифрового здравоохранения и предлагалось обсудить их со специалистами АРМИТ - самой крупной российской общественной организации) и другими представителя экспертного сообщества.

Но у Их Высокоблагородия Светлейшего князя Пугачева-Минздравовского не нашлось время не то, что на встречу, но, даже, и на ответ каким-то холопам, нижним, можно сказать, чинам. Ответ он перепоручил Директору Департамента цифрового развития и ИТ г-ну Ванькову. В итоге мы получили бюрократическую отписку, подготовленную в основном дилетантами. Схема везде одинакова: на совершенно конкретные вопросы практически везде следуют общие рассуждения, не подтвержденные проверяемыми фактами и данными, либо разговоры о том, что вот-вот все будет прекрасно.

Неужели атмосфера Минздрава столь пагубно действует не неглупых, вроде бы, людей, неожиданного вынесенных на уровень, несоответствующий их способностям и возможностям? Может быть это головокружение от успехов? Так ведь успехов не наблюдается. Речь идет не об отдельных неудачных решениях и ошибках, а о полной некомпетентности, доходящей до откровенного КРЕТИНИЗМА (готов привести примеры).

Неужели надо дождаться очередной смены кабинеты министров, чтобы избавиться от очередного пустого места?

Либо – о сознательном противодействии цифровизации здравоохранения. Но в этом случае г-ном Пугачевым должны заниматься соответствующие ведомства.

О санкциях г-на Пугачева против российских разработчиков

Хочется задать отнюдь не риторический вопрос: отдает ли себе отчет Павел Пугачев, заместителем министра здравоохранения какого именно государства он является? Судя по поступкам, а не по общей болтовне, г-н Пугачев не просто мало способствует, а откровенно противодействует развитию нашей страны в своей зоне ответственности. Причем приступил он к этой деятельности задолго до того, как на нас обрушилась волна санкций после 24 февраля 2022 года. Подробно об этом в прил.3

Не надо также забывать, что информатизация – это не только удобство взаиморасчетов и тому подобные задачи, но в первую очередь – очень мощное средство сохранения здоровья нации; в т.ч. и в контексте обороноспособности страны. Достаточно упомянуть широчайший круг задач профилактики и раннего выявления заболеваний. Возможно, некоторые новоявленные управленцы этого просто не понимают (или им просто на это наплевать), но профессионалам это разжевывать нет необходимости.

Когда ждать в ближайшее время нового пакета санкций против нас? Может быть для удобства переименовать замминистра в Псаки-Пугачев?

Что необходимо делать?

Полагаю, что:

  1. Следует немедленно отправить г-на Пугачева в отставку.
  2. Необходимо провести Вашу встречу с представителями АРМИТ и др. представителями профессионального сообщества с целью согласования программы первоочередных действий.
  3. Планирование отрасли должно строиться с целью решения совершенно конкретных задач, значимых для врачей и пациентов. Т.е. не развитие искусственного интеллекта, как самоцель, а, например, возможность перехода к повсеместному и высококачественному анализу (на уровне врачей-экспертов) изображений вне зависимости от используемого математического аппарата.
  4. Учитывая 14-летний негативный опыт Минздрава в вопросе «выбора» руководителей цифровизации, эта процедура должна проходить с участием представителей профессионального сообщества. Было бы целесообразным (хотя понимаю, что это совершенно фантастическая идея) проводить встречу (экзамен) с претендентом (ами) на указанные должности с Вашим участием и с участием профессионалов в сфере цифрового здравоохранения. Думаю, что такие «специалисты», как П.Пугачев и Е.Бойко и 15 минут не продержались бы. Хотя они, вряд ли, бы на такой экзамен согласились.

 Человек, который станет во главе цифровизации должен:

Практически всегда, когда обсуждается вопрос о ИТ-лидерах, нам намекают, что их главная задача – не столько отраслью управлять, сколько правильно «пилить» бюджет. Я не минуты не сомневаюсь, что найдутся профессионалы, которые и дело сделают, и финансы правильно распределят.

  1. Необходимо создать (или выделить из ЦНИИОиИЗ) институт, целиком и полностью ориентированный на решение задач цифрового здравоохранения. Институт однозначно должен возглавляться специалистом в данной предметной области и иметь реальный опыт соответствующей деятельности.
  2. Немедленно приступить к ликвидации основных провалов (см. прил.1).
  3. Принципиально изменить систему взаимоотношений с профессиональным сообществом. И первое, что необходимо сделать для исправления ситуации - это возобновление работы Экспертного совета по ИТ Минздрава России, разогнанного в октябре 2015 года Е.Бойко и Т.Зарубиной, провалившей в бытность зам. директора ЦНИИОИЗ, все, к чему она прикасалась, и имеющей наглость до сих пор числиться в Главных внештатных специалистах Минздрава по ИТ. Единственное, чем можно это объяснить, так это попыткой Минздрава в очередной раз доказать, что существуют субстанции, которые не тонут ни при каких обстоятельствах.

Задача Экспертного совета:

АРМИТ готова предложить список действительно высококлассных и принципиальных специалистов, которые могли бы войти в состав обновленного Экспертного совета.

 Resume

  1. Хотим надеяться, что следствием этого письма будет не отписка, а назначение личной встречи, с целью обсуждения и согласования последовательности первоочередных действий. АРМИТ готова взять на себя подготовку всех необходимых материалов.
  2. Минздраву России предстоит, наконец, определиться:
  1. Из-за откровенной неспособности ИТ-лидеров Минздрава используется лишь очень незначительная часть нашего огромного потенциала и уже существующих и апробированных разработок.
  2. АРМИТ предлагает конкретную программу первоочередных действий.
  3. Минздрав – не барон Мюнхгаузен, и сам себя из болота вытащить не сможет.

М.М.Эльянов.  Президент АРМИТ
Руководитель рабочей группы Экспертного совета Минздрава России по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения
+7-916-628-59-46, info@armit.ru

 

Приложения

  1. Провалы Минздрава России в сфере цифрового здравоохранения
  2. Предложения Департамент цифрового развития и информационных технологий Министерства здравоохранения Российской Федерации (по сотрудничеству с АРМИТ на 2020-2021 годы в сфере создания Цифрового контура здравоохранения
  3. Санкции заместителя министра Павла Пугачева против цифрового здравоохранения России

 

Михаил Эльянов.
Президент АРМИТ



Оцените эту информацию