АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Куда пойдет российское цифровое здравоохранение? Что мы предлагаем?

Новости

Список новостей

Предыдущая Следующая
08.06.2020

Куда пойдет российское цифровое здравоохранение? Что мы предлагаем?

Elyanov

Куда пойдет российское цифровое здравоохранение? Что мы предлагаем?

Будем надеяться, что эпидемия COVID 19 приближается к концу (перекур завершается), и нам пора решить, продолжаем ли мы ползти черепашьими темпами с периодической демонстрацией медорганизаций-ударников (в редких случаях – регионов-ударников) или, все-таки, выведем всю страну на уровень, соответствующий нашему интеллекту и реальным возможностям.

Я думаю, что российскими разработчиками созданы решения абсолютного большинства задач, необходимых для создания ЕГИСЗ, выполнения Национального проекта «Здравоохранение» и Майских указов Президента в области цифрового здравоохранения (ЦЗ). Однако то, что мы наблюдаем в окружающей нас действительности, совершенно не соответствует колоссально затраченным средствам. Главные причины лежат в сфере управления и оценки достигнутых результатов:

Что и почему не работает?

  1. Достигнутые результаты совершенно не соответствуют затраченным средствам - около 50 млрд. руб. в 2011-2019 годах.
  2. Практически вся активность сводится к созданию инфраструктуры, а не к достижению целей, значимых для работников здравоохранения и пациентов. Очень мало сделано для создания компьютерных систем, которые могут быть использованы для развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи, борьбы с сердечно-сосудистыми, онкологическими и другими социально значимыми заболеваниями.
  3. Отсутствует полноценная электронная медицинская карта, что в принципе исключает переход к электронному документообороту. На сегодняшний день цифровизация не облегчает работу врача, а затрудняет ее.
  4. Нормативная база цифрового здравоохранения совершенно неудовлетворительна.
  5. В результате отказа от разработки единых «правил игры» и перекладывания ответственности на регионы создается не единая система, а множества региональных не очень совместимых между собой сегментов.
  6. Отсутствует система мониторинга создания и развития ЕГИСЗ, в результате чего отсутствуют реальные данные о состоянии и перспективах развития системы. Исключена возможность аналитики и прогнозирования.
  7. На разработаны типовые требования к подавляющему большинству классов медицинских информационных систем. Отсутствуют методики объективной оценки соответствия используемых систем установленным требованиям.
  8. Практически не тиражируется удачный опыт регионов, медорганизаций, фирм-разработчиков. Бесконечное «изобретение велосипедов».
  9. Отсутствие серьезной работы по стандартизации и информационной совместимости (интероперабельности) фактически парализовало создание комплексной и быстро развивающейся системы.
  10. У значительной части медиков сформировалась стойкая убежденность, что компьютерщики (если не все, то, уж, точно - многие) – либо идиоты, либо прохвосты, имеющие единственную цель – ободрать здравоохранение, всучив некачественные программы за огромные деньжищи.
  11. Полное игнорирование мнения профессионального сообщества. Ликвидированы каналы обратной связи для анализа реальной информации о состоянии цифровизации.
  12. Подавляющая часть проблем связана не с недостатками финансирования, а с крайне низким качеством управления в этой сфере. 

Первоочередные меры по выходу из кризисного состояния

Предлагаем Минздраву России развернуть программу сотрудничества по выходу из кризиса. Без выполнения нижеуказанных действий подавляющее большинство благих идей и розовых замыслов будет неминуемо провалено либо выполнено на низком уровне, о чем однозначно свидетельствует опыт последних десяти лет. АРМИТ готова принять активное участие в этой работе и предоставить министерству доступ к информационным ресурсам Ассоциации.

Цена реализации предлагаемых решений минимальна по сравнению с теми средствами, которые бездарно и практически безрезультатно тратятся сегодня. В случае принятия предлагаемой программы действий:

Безусловно, это далеко неполный перечень того, что должно быть сделано. Но без этого не обойтись.

  1. Изменение системы управления и подготовки принятия управленческих решений в сфере цифрового здравоохранения.
  1. Разработка программы приоритетных задач
  1. Создание РЕАЛЬНОЙ конкурентной среды, стимулирующей использование и развитие наиболее эффективных разработок:
  1. Ликвидация провалов в нормативно-методическом обеспечении:
  1. Реальная поддержка и стимулирование медицинских организаций и отдельных сотрудников в контексте использования ИТ
  1. Создание геоинформационной системы мониторинга развития (аудита) Единой Государственной Информационной Системы в Здравоохранении (ЕГИСЗ) и Цифрового контура здравоохранения (ЦКЗ), без чего невозможно:
  1. Создание системы стандартизации и интероперабельности МИС.
  1. Максимальное использование ИТ в задачах непрерывного медицинского образования (НМО):
  1. Разработка и реализация программы действий по стимулированию использования в ЦЗ наукоемких технологий: искусственного интеллекта, систем распознавания, блокчейна и др. В настоящее время наука в сфере ИТ находится в полном загоне.

Ждем Ваши замечания, предложения, дополнения, комментарии.

01.06.2020

Михаил Эльянов, к.т.н
Президент АРМИТ
Руководитель рабочей группы Экспертного совета
Минздрава России по использованию ИКТ в системе
здравоохранения
https://armit.ru
8-916-628-59-46, info@armit.ru


Оцените эту информацию