АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
(495) 728-64-32
Поиск:
Новости

Новости

Возврат к списку

Предыдущая Следующая
16.06.2015

Дорожную карту можно и нужно править

25 мая в рассылке АРМИТ и на Госбуке я опубликовал материал «Дорожная карта топтания на месте» (http://www.gosbook.ru/node/90146), в котором высказал свою личную точку зрения по поводу недостатков документа «План мероприятий ("Дорожная карта") по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в 2015-2018 гг.». Судя по всему, реакция Департамента информационных технологий и связи Минздрава (далее - ДИТ) была крайне негативной.
Никаких претензий по существу самих замечаний к Дорожной карте (далее - ДК) ДИТом высказано не было. Ни на Госбуке, ни в других формах. Аргументы других участников дискуссии на Госбуке в защиту ДК (а были, безусловно, и такие) свелись в основном к тому, что ДК – шаг в правильном направлении. Но, если 4 года (2015-2018) это всего лишь шаг, то и наши правнуки, вряд ли, доживут до нормальной информатизации нашего же здравоохранения.
Раздражение, видимо, вызвало другое: как кто-то посмел высказать свое мнение, не согласовав его предварительно с ДИТ. Прозвучало: и «очень не во время», и «нож в спину», и Минздрав, якобы, «поставлен в глупое положение» и т.д. и т.п.
Если отбросить эмоции, то:
1. Никто так и не «сознался» в авторстве ДК, что в общем-то довольно странно.
2. В ДК нет явных глупостей. Каждый отдельно взятый пункт вполне разумен. И, как я уже писал, ДК выглядит очень солидным, добротным, серьезным документом, в том числе на взгляд вполне умных, здравомыслящих, образованных людей. И я, прочитав сначала это документ, ничего особенно нелогичного в нем не усмотрел. По крайней мере, негатива он точно не вызвал. Но через некоторое время, выслушав и точку зрения коллег, и, изучив его повнимательней (а на это ушел не один день), стало ясно, что в документе огромное число нестыковок, непоследовательностей и т.п., что с очень большой долей вероятности приведет к тому, что значительная (если не сказать, преимущественная) часть того, что там написано, через 4 года будет выполнено кое-как, либо вообще выполнена не будет. И лазеек для этого более, чем достаточно: и на http://www.gosbook.ru/node/90146, и могу еще добавить. Например:

  • Есть п.21 о том, что должны быть «Утверждены типовые требования к медицинской информационной системе учрежденческого уровня» (п.21). Типовые требования утверждены (мы этого добивались три года).
  • Есть п. 46, согласно которому «Процент медицинских организаций (самостоятельных и входящих в состав других организаций), использующих медицинские информационные системы, соответствующие утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации требованиям» в 2018 должен достигнуть 100%. (Хотя не совсем понятно, как будет 4 года функционировать ЕГИС, компоненты которой не соответствуют установленным требованиям).
  • Но обязательно должна быть утверждена Методика проверки соответствия установленных в регионах МИС медорганизаций этим утвержденным требованиям. Без этого пункта вся технологическая цепочка не сработает, т.к. во многих регионах будет очень большой соблазн просто заявить «Полностью соответствует» независимо от того, соответствует это действительности или нет. Т.е. в 2018 году мы можем увидеть те же самые МИС, что и были, а рядом пылящиеся на полке «Типовые требования». Такая Методика разработаны АРМИТ, и на их основании уже три года на MedSoft проводится конкурс на лучшие МИС. Но пока ДИТ их, что называется, в упор не видит. Кстати, точно так же, как все три года ДИТ «не видел» и сами типовые требования, которые разрабатывались Ассоциацией. И только, благодаря вмешательству Министра, ситуация изменилась.

Еще один пример. Один из показателей: «Процент медицинского персонала, участвующего в медицинском электронном документообороте, прошедшего обучение применению информационно-коммуникационных технологий» (п.16). А что значит «прошедшего обучение …»? В ДК никаких упоминаний о программе обучения, методиках, сроках НЕТ. Значит, каждый регион должен разрабатывать свою собственную программу? (не дороговато в итоге получится?) Или заведут ведомости (как по технике безопасности или пожарной безопасности), где каждый должен будет расписаться о том, что он прошел необходимый инструктаж, посетил занятия и т.д. И в реальности все сведется к тому, что строго напомнят: Пальцы в розетки не совать!
3. В ДК ответственность по очень большому числу принципиальных позиций переложена с ДИТ на регионы. Например, в 2016 во всех регионах должен быть утвержден «регламент передачи цифровым диагностическим медицинским оборудованием, эксплуатируемым в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, результатов исследований в прикладные компоненты регионального сегмента ЕГИСЗ» (п.30). Т.е. все 85 регионов должны решать эту задачу самостоятельно? Может быть, ДИТ сам должен это сделать, а регионы внесут свою коррективу (при необходимости)? Или в каждом регионе будет своя технология передачи?
4. Почему я не направил свои замечания и предложения в ДИТ раньше? Отвечаю: потому что в ДИТ их никто и не ждал. На сайте Минздрава, где был выложен проект ДК, не было ни эл. адреса, куда надо эти замечания и предложения направлять, ни сроков, ни регламента их рассмотрения. Это подтверждается и тем, что 02 апреля 2015 нам сообщили, что ДК выложены на сайт Минздрава (причем, узнали мы об этом не от ДИТ, а на Госбуке), а уже 13 апреля 2015 ДК была утверждена на Заседании подкомиссии по развитию электронного здравоохранения. И об этом на сайте Минздрава никакой информации не было. Поэтому, даже, если бы эксперты практически сразу и отреагировали бы, то это ничего не изменило бы.
5. Мне могут возразить: а почему я на все смотрю с пессимистической точки зрения? А потому, что у нас именно так и бывает. Если лазейки (а точнее – огромные дыры) останутся, то добиться нужного результата практически будет невозможно. Если учесть, что документ, «возможно» писался, исходя из принципа: к концу 2018 «либо эмир умрет, либо ишак сдохнет», то концов и виноватых никто, естественно, не найдет.
6. ДК оставляет за «бортом» подавляющее большинство разработчиков медицинских компьютерных систем – им (разработчикам) просто нечего там делать. Вместо увеличения числа рабочих мест мы получаем их сокращение.
7. Более того, там же оказались целые направления информатизации (например, мобильная медицина – m-Health).
8. ДК не ставит практически никаких новых задач, существенных для врачей и пациентов.
9. Не поставлены задачи (правила игры), без решения которых ЕГИСЗ эффективно функционировать не сможет (статус ЭДО, требования по НСИ, стандартизации и интероперабельности и другие, четко сформулированные по результатам обсуждения на MedSoft-2013, и направленные в Минздрав еще в 2013 году).
10. Экспертный совет Минздрава по вопросам использования ИКТ в здравоохранения не был проинформирован о создании карты. Выступая 24.03.2015 на MedSoft-2015 (т.е. за неделю до появления ДК на сайте Минздрава), Директор ДИТ Е.Л.Бойко ни словом не обмолвилась о подготовке главного программного документа на ближайшие 4 года. И Т.В.Зарубина (Главный внештатный специалист Минздрава России по внедрению современных информационных систем в здравоохранении, Сопредседатель Экспертного совета Минздрава России по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения, Заместитель директора ЦНИИОиЗ по информационным технологиям, Председатель профильной комиссии Минздрава России по внедрению современных информационных систем в здравоохранении) участвовала в этой, на мой взгляд, совершенно недопустимой «молчанке».
Поэтому, если и говорить о том, что кто-то кого-то подставил, то мне кажется, что именно ДИТ подставил Минздрав, подготовив откровенно «сырой» документ.

И что теперь?

Я не вижу никакой трагедии в сложившейся ситуации. ДК, строго говоря - внутренний документ Минздрава. Откровенно неремонтопригодных пунктов в ней практически нет. Поэтому ничто не мешает дополнить ее правильными словами и позициями. А затем:

  • либо выпустить дополнение к существующему документу,
  • либо утвердить новую версию, что, конечно, предпочтительней. 

Это позволит без «потери лица» сделать ДК реально работающим документом. Если это сделать оперативно, то и регионы большого дискомфорта почувствовать не успеют.
Естественно, будут вопросы, о чем думал ДИТ раньше, но тут, уж, ничего не поделаешь. Думаю, что, если развернувшаяся дискуссия пойдет на пользу делу и в итоге и Минздрав получит более качественный документ, и регионы в очередной раз не будут поставлены «на уши», то голову никому не открутят, а может и похвалят за активное и эффективное взаимодействие с экспертным сообществом.
За дискуссией по этому поводу Вы сможете наблюдать (и принять участие) на http://www.gosbook.ru/node/90490.
Михаил Эльянов
Президент АРМИТ


Возврат к списку