АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
100 дней Экспертного совета. И куда бы деть 1 879 000 000 рублей?

Новости

Список новостей

Предыдущая Следующая
13.05.2013

100 дней Экспертного совета. И куда бы деть 1 879 000 000 рублей?

В конце апреля исполнилась первая круглая дата в истории Экспертного Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросам использования ИКТ в сфере здравоохранения совета (далее – ЭС) - 100 дней со дня первого заседания. Видимо, уже можно подвести первые итоги:
  • Создано шесть рабочих групп (РГ), куда вошли как члены ЭС, так и привлеченные специалисты
  • РГ представили планы своих действий и приступили к их реализации
  • В целом царит вполне доброжелательная атмосфера и принцип «я – начальник, ты – дурак» напрямую не используется. 
Это – приятная внешняя сторона вопроса. Но, естественно, очень быстро проявились и противоречия между организаторами ЭС (Минздравом) и членами ЭС.
Работа ЭС может развиваться по двум сценариям.
  1. Экспертам фактически сказано: хотите делать? Делайте! (в стиле “Ветер в парус!”, “Семь футов под килем!”, “Флаг в руки!” и др. полезных и конструктивных напутствий). Пока шел процесс формирования РГ, все делали вид, что с удовольствием играют в эту игру, хотя прекрасно понимали, что пастораль сия не бесконечна. Безусловно, есть функции экспертов, которые члены ЭС должны и готовы выполнять бесплатно и в свое свободное время – для этого они в ЭС и пошли (никто их на аркане не тащил). Но одно дело – экспертные заключения, и совсем другое – разработка больших серьезных документов (приказов, стандартов, регламентов, положений, требований и т.д. и т.п.), на что требуются большие временные и финансовые затраты. А с учетом того, что члены ЭС являются ведущими специалистами в своих организациях и от безделья не страдают, то их использование в режиме долговременного субботника, вряд ли, будет эффективным. Конечно, в ряде случае члены ЭС кровно заинтересованы в появлении тех или иных документов и готовы ими заниматься столько, сколько надо, но строить на таком “халявном” принципе всю работу ЭС нельзя. На разработку бумажной продукции Минздрав время от времени с удовольствием выделял десятки миллионов рублей (хотя ее уровень не всегда соответствовал заявленной стоимости), а здесь речь идет о существенно меньших суммах. При этом руководство Департамента информатизации в принципе, вроде бы, и не против разумного финансирования этих работ, но предпочитает ставить экспертов в позу попрошаек вместо того, чтобы организовать нормальный рабочей процесс с четким разделением функций.
  2. Минздрав управляет ситуацией двумя рычагами: нормативными документами и деньгами (конкурсами). Степень реального влияния ЭС определяется тем, насколько близко он подпущен к этим рычагам:
  • К определению тематик конкурсов, проводимых Минздравом, и к подведению их итогов
  • К определению перечня первоочередных нормативных документов и финансированию их разработки
Как нетрудно было предположить с самого начала, ситуация развивается по первому сценарию: допускать ЭС к ключевым вопросам Минздрав не собирался и не собирается. При этом можно не сомневаться, что на ЭС можно будет свалить часть ответственности за не самые удачные результаты информатизации: “Вы же хотели принимать участие? Хотели. Вы в Минздрав ходили? Ходили. Вам картинки показывали? Показывали. Так на что же Вы тогда жалуетесь, коллеги-эксперты-соучастники?”

Иллюстрацией выше описанной модели взаимоотношений Минздрава с ЭС (и со всем профессиональным сообществом) 

может служить совершенно “неожиданное” объявление конкурса на “Выполнение работ по проектированию и организации телекоммуникационных и вычислительных мощностей Федерального центра обработки данных (ФЦОД ЕГИСЗ) Министерства здравоохранения Российской Федерации (основная, резервная и тестовая площадки) и оказание услуг по организации телекоммуникационной инфраструктуры защищенных каналов связи между основной и резервной площадками ФЦОД ЕГИСЗ Министерства здравоохранения Российской Федерации, в которых размещены компонентов ЕГИСЗ и узлами доступа субъектов Российской Федерации, а также сопровождение и эксплуатация ФЦОД ЕГИСЗ Министерства здравоохранения Российской Федерации и прикладных компонент ЕГИСЗ” (ОКП 50 8900, ОКДП 7241000). Начальная цена – 1 879 млн. рублей. Конкурс был объявлен 30 апреля 2013, видимо, чтобы не перегружать общественность умственной деятельностью накануне праздников. Тем не менее, обсуждение конкурса уже идет полным ходом (http://zakupki.gov.ru/forum/posts/list/56424.page) и, судя по всему, народ немного офонарел от такой “отеческой заботы”. 
На ЭС этот конкурс не обсуждался и для тех, с кем я общался, явился полной неожиданностью. Как мне кажется, проводить конкурс по созданию ЦОДа для ЕГИСЗ в условиях, когда практически на всех уровнях говорится о в значительной степени проваленном двухлетнем плане (2011-2012) работ по созданию ЕГИСЗ и о необходимости пересмотра самой концепции ЕГИСЗ, совершенно недопустимо и профессионально безграмотно. Проведение конкурса на указанную астрономическую сумму в условиях практически полного отсутствия нормативной и методической базы (стандарты, положения по интероперабельности, кадровая IT-инфраструктура здравоохранения и т.д.) – элементарное зарывание денег в землю (мягко говоря). Не совсем понятно:
  • какие глобальные задачи, стоящие перед здравоохранением, требуют такого срочного, сиюминутного создания ЦОДа?
  • речь идет о реальной потребности или о создании информационной суперсвалки на “вырост”?
  • на основани каких расчетов появились именно эти параметры ЦОДа?
  • каким образом гигантские деньги можно “освоить” за полтора месяца?
  • и многое, многое другое. Возможно, я чего-то недопонимаю и на все вопросы нам ответят 15 мая в Минздраве на общественном обсуждении (предусмотренном Письмом ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 02.08.2012 N АД-П13-4450 "О ПРИМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД НА СУММУ СВЫШЕ 1 МЛРД. РУБЛЕЙ").
Будем держать Вас в курсе дела.
Михаил Эльянов
Президент АРМИТ


Оцените эту информацию